Реальная история Наташи Кампуш, похищенной психопатом в возрасте десяти лет и пребывавшей его пленницей до восемнадцатилетия, когда ей удалось сбежать. Рассказывает сама Наташа. В то время по Австрии и Германии прокатилась волна сексуальных преступлений, жертвами которых стали дети и подростки, но так и не удалось установить, действовал ли похититель в данном случае по чьему-то заказу или его сподвигло на этот поступок что-то еще.
Предыстория, то есть повествование о наташином не самом счастливом детстве (мать с жестким характером, отец-раздолбай, который жил отдельно) весьма трогательно, но это ничто по сравнению с описанием ее жизни в заточении, в маленькой каморке в подвале, отделенной двумя деревянными и одной бетонной дверью от окружающего мира, в обществе непредсказуемого психопата. Прошло несколько лет прежде, чем похититель позволил Наташе подниматься в дом, к тому времени она была уже юной девушкой, а не ребенком.
Отношение Наташи в своему похитителю весьма интересно. Думаю, значительную роль сыграло то, что в момент похищения она была ребенком, и он, как бы то ни было, фактически вырастил ее и был единственным человеком, с которым она общалась на протяжении восьми лет. Если бы он похитил взрослую женщину, несомненно, она бы его ненавидела, а ели нет, можно было бы припомнить о стокгольмском синдроме, но в данном случае все несколько сложнее. Первые годы он вел себя относительно спокойно, да и впоследствии - чего уж там, некоторые родители обращаются со своими детьми примерно также. И дети, с одной стороны, их ненавидят и мечтают от них избавиться, но с другой, все-таки пытаются понять и временами сочувствуют.
Впоследствии Наташа выкупила дом, где ее держали столько лет, объясняя это желанием уберечь хоть что-то в этой истории от вторжения общественности. По этой же причине в книге она почти не касается сексуального аспекта отношений с похитителем - хоть что-то из этого периода должно оставаться действительно личным.
Я читала, не отрываясь, хотя временами становилось жутковато, стоило только представить, что перенесла эта девушка.
Дэвид Амброуз "Суеверие"
Сюжет: группа ученых, исследующих паранормальные явления, затеваю интересный эксперимент. Они хотят силой своего воображения создать призрак человека, никогда не существовавшего, и контактировать с ним. Они придумывают ему биографию, внешность, и сами начинают верить в его существование...
Интересно. Не сказать, что захватывает сам стиль, скорее, дело в сюжете и нетривиальном повороте событий - интересно обыгрывается идея о создании альтернативной реальности. Кстати, неплохие рассуждения о достоверности\недостоверности свидетельств о паранормальном.
Софи Ханна "Маленькое личико"
Психологический детектив.
Сюжет: молодая женщина возвращается домой и впадает в истеику, утверждая, что в колыбельке спит не ее двухнедельная дочурка, а другой, неизвестный ребенок... правда ли это?
Средненько, на мой вкус. Во-первых, стиль - та же Патриция Корнуэлл (безрецептурное снотворное)), та же Сэм Хайес, Шэрон Болтон - я не знаю, является ли это огрехом перевода, но складывается ощущение, что эти книги писала одна и так же женщина, какие-то лучше, какие-то хуже.
Читать "Маленькое личико" было делом довольно увлекательным. Неприятно поразило поведение мужа Элис - главной героини, да и сама Элис, похоже, относится к разряду тех женщин, у которых влюбленность провоцирует полную слепоглухоту вкупе с параличом мозга - не становятся мужчины садистами ни с того, ни с сего, всегда есть какие-то "звоночки", демонстрирующие намеки на истинную сущность таких морально ущербных типов. Подкачала, на мой взгляд, разгадка. Слишком надуманно. Знаете, иногда бывает, дойдешь до конца и восклицаешь "Ох и ни фига"! или "Я так и знала!" - и это здорово, а иногда возникает ощущение, что в стремлении выдать оригинальную концовку автора сильно занесло, и это не радует.
Софи Ханна "Солнечные часы"
Психологический детектив.
Сюжет: молодая женщина по имени Наоми, в прошлом подвергшаяся сексуальному насилию при весьма необычных обстоятельствах, нынче безумно влюблена в женатого мужчину, с которым встречается по четвергам с 16-ти о 19-ти в одном и том же мотеле. Но однажды он не приходит, телефон молчит, и Наоми бьет тревогу. Она идет в полицию и это приводит к совершенно непредсказуемым последствиям.
Прекрасно. Замечательно. Увлекательно. Психологично.
Похоже, довольно средне стартовав с "Маленьким личиком", автор взяла разгон и выдала такую прекрасную вещь. Переживания Наоми и другой главной героини - Чарли - описаны очень живо и естественно, а двойной стиль повествования (некоторые главы написаны от первого лица - лица Наоми) делают историю едва ли не пугающе реалистичной. Да, пожалуй, немалая часть эффекта вызвана именно контрастом между ничем не примечательным стилем "полицейских" глав, и полным боли, надежды, проникновенным на грани срыва расказом Наоми.
Любителям психологической прозы рекомендуется, а вот тем, кто не жалует тему сексуального насилия, лучше не браться.
Карин Слотер "Без веры"
Первые книги серии этого автора я описывала вот здесь
Этот роман не выделяется из предыдущих ни в лучшую, ни в худшую сторону. Разве что подтверждает простую истину, что религиозные фанатики - существа социально опасные.